Вторая встреча конкурсантов 18.09.14

Инновации в ритейле – мировые примеры, российские реалии.

18.09.2014 года состоялась вторая встреча для участников конкурса Retail New Wave 2014. Перед студентами и молодыми стартапами, создающими проекты в области ритейла и e-commerce, выступили Олег Бериев - управляющий партнер брендингового агенства Mildberry и Леонид Довладбегян - директор интернет-магазина «220 Вольт».

1.png

Начал выступление Олег Бериев с рассказа об общих концепциях НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО РИТЕЙЛА: что сейчас происходит и будет происходить в будущем с ритейлом в целом во всем мире ввиду быстро развивающихся технологий и уровня жизни человека.

«Цифровые технологии плотно вошли в нашу жизнь» - рассказал Олег Бериев. «Никто лет 20 тому назад и подумать не мог, что произойдёт такое. Принимая участие в нашей жизни, цифровые технологии меняют пространство, в котором находятся люди, среду, информационные потоки и самих конечных потребителей этих технологий.

В ХХ веке каждый человек был потребителем, а в ХХI – наоборот, каждый потребитель стал человеком. Это утверждение является следствием бурного развития человечества».
Современное общество, по словам Олега, стремится к технологичности и эффективности, все в мире ускоряется. В результате человек хочет иметь доступ к разнообразным услугам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Люди ставят перед собой много задач на небольшой промежуток времени, понимая, что это становится возможным, благодаря цифровым технологиям. Иными словами, общество хочет получить ВСЕ И СЕЙЧАС.

Еще один тренд, про который Олег Бериев рассказывал в своей презентации – это СООБЩЕСТВА. Цифровые технологии позволяют обществу становится ближе друг к другу, причём потребность в принадлежности к социальным сообществам постоянно растёт. В результате мир становится «прозрачнее», а информация распространяется с чудовищной скоростью и границы личного пространства становятся все более размытыми.

Но, с другой стороны, люди стараются «защитится» от глобализации и размывания границ попытками сохранить свое «Я», а современные технологии дают им для этого различные инструменты. Отсюда появился следующий тренд, который звучит как ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ и можно ожидать, что он станет в ближайшее время неким хитом, «must have» характеристикой для большинства товаров и услуг.

Современные коммуникации, производство и технологии позволяют кастомизировать предложения разнообразных компаний, заказывающих, например, одежду. Это концепция носит название ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.

Коммуникационная среда меняется с развитием новых технологий. Если раньше СМИ управляли информацией, то сегодня все большее значение приобретает тот факт, что информацией начинает управлять потребитель. Развитие цифровых технологий меняет подходы к маркетингу и другим сферам бизнеса. Но, при этом, современный маркетинг начинает отставать и не успевает за бурно развивающимися информационными технологиями.

«Ритейл, как объясняет Олег Бериев, - это место где исторически формировались отношения между покупателем и продавцом. Суть ритейла много лет назад, практически на стадии его зарождения, заключалась в том, что ритейлер знал каждого своего покупателя. К той же сути стремится ритейл сейчас».

В результате развития ритейла появилась новая концепция, которая носит название E-COMMERCE, то есть совершение покупок через интернет, очень активно развивающаяся сейчас во всем мире. Например, в Великобритании она достигла уже уровня развития в 9,6%, в Германии – 5%. Однако в России всего 2,2%.

Понять, стремительно набирающую популярность, концепцию можно выявив причины совершения покупок в интернете:

  • Это возможность совершать покупки круглосуточно, 
  • получить отзыв о товаре от других покупателей, 
  • это более разнообразный ассортимент 
  • большая вероятность приобрести товар со скидкой. 

С помощью онлайн-заказа - значительно сокращается время на совершение покупки, появляется возможность получить большую информацию о товаре, а также широкий географический охват и доступность разных форм оплаты. Хотя существуют и некие проблемы ввиду молодости этой концепции, например, могут быть проблемы с доставкой, оплатой и т.д.

Еще один из значимых трендов в ритейле: возникает целая индустрия разнообразных мобильных приложений меняя e-commerce в этом секторе на M-COMMERCE.
Следующий тренд носит название КРЕАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ. Креативность, наряду с другими концепциями в современном ритейле также достаточно быстро развивается. Это создание новых, оригинальных решений для развития ритейла.

Для того, чтобы намного эффективнее использовать ресурсы ритейла и найти большее количество потребителей, необходима ИНТЕГРАЦИЯ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, объясняет Олег Бериев.

2.png

Еще один очень интересный тренд – это ВЫХОД В РЕАЛЬНЫЙ МИР. Когда создавались такая концепция, как e-commerce, она были как альтернативой оффлайн-ритейлу, то есть реальному ритейлу. Предполагалось, что онлайн полностью заменит оффлайн ввиду многих видимых выгод. Однако, появлялись разнообразные маркетинговые и бизнес-задачи, которые невозможно было решить, не используя реальные бизнес-инструменты. Поэтому начали появляться новые оригинальные решения, которые выводят онлайн-ритейл в реальный мир, например сейфовые боксы в центрах бизнес-услуг.

Традиционный ритейл, в свою очередь, тоже не стоит на месте и развивается. Также как и онлайн-ритейл он использует преимущества мобильных приложений для своего развития, такие как возможность оплачивать товары и услуги и т.д.

Такой тренд, как ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ очень широко применяется в традиционном ритейле. Например, современные решения, как информационные и интерактивные дисплеи, позволяют потребителю получать больше информации о товарах.

3.png

«Ритейл не только влияет на развитие новых технологий, но также использует НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА» - рассказывает Олег Бериев. Таким образом, создаётся нечто большее, чем просто отношение между ритейлером и потребителем. Например, это и магазин Республика и кулинарная сеть Cook House, которая является еще и своеобразной школой приготовления пищи. Это все позволяет создавать уникальные условия для более выгодного ведения бизнеса.

СОВМЕЩЕНИЕ ФОРМАТОВ стирает некую грань между онлайн и оффлайн-ритейлом, позволяет использовать одни и те же технологии.

В среде ритейла используется такое понятие как «встречный» тренд, который выводит традиционный ритейл ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОСТРАНСТВА. Так, к примеру, использование интерактивных дисплеев с возможностью выбора товаров за пределами самих магазинов, допустим в метро, в Южной Корее.

С развитием онлайн-ритейла появились, так называемые, интегрированные каналы продаж или Omni Channel, которые включают в себя единый ассортимент товаров, единые цены, единые стандарты обслуживания, единое коммуникационное пространство.
С формированием Omni Channel человек всегда находится в центре внимания, он всегда на связи, действует непоследовательно, использует все доступные возможности, пропускает через себя большие массивы информации, ищет специальные условия, советы, оценки и делится мнением.

Ввиду новых требований потребителя к ритейлу, он должен быть обеспечен ШИРОКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, ПОЗИТИВНЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ и ПЕРСОНАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЕМ.

4.png

Олег подвел итог своего выступления, сделав основной вывод: «В связи с быстрым развитием информационных технологий ритейл, чтобы оставаться конкурентноспособным на рынке, должен решать определенные задачи. Это и расширенное присутствие на рынке и удобные сервисы, интеграция каналов, индивидуальный подход, длительное взаимодействие с потребителем и непрерывный поиск креативных решений».


Леонид Довладбегян начал свое выступление с освещения главных проблем ритейла.
Первое, на что обратил внимание спикер – это низкий рост non-food. Второе – это конкуренция во всех отраслях, а также, проблема «лёгкого вхождения в бизнес», когда интернет-магазины образуются, например, из дома и зачастую «засоряют» рынок. Далее идут такие проблемы как отсутствие клиентоориентированности и дорогая реклама. Возникают сложности с логистикой ввиду отсутствия у большинства компаний сильных логистических партнёров. И последнее – это проблема законодательства, с непредсказуемостью и избирательностью его действий.

«МАЛЕНЬКИХ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ НЕ БЫВАЕТ: БЫВАЮТ ЛИБО БОЛЬШИЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ, ЛИБО БУДУЩИЕ БАНКРОТЫ». 

В последнее время зафиксирован серьезный рост числа интернет-магазинов, но по-прежнему остаются и живут на рынке только крупные игроки.

Низкое качество интернет-ритейла в стране связано с тем, что современный российский покупатель в интернете ищет не качественный сервис, а низкую цену. Вследствие этого появляются сайты, сделанные буквально «на коленке», преобладает «серый товар» и демпинг, отсутствуют какие-либо гарантийные обязательства и зачастую ритейлеры просто работают на Яндекс.Маркет.

«РИТЕЙЛ – ЭТО ОДНА БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА. Я НЕ ЗНАЮ ЗАЧЕМ ВЫ ЕГО ВЫБРАЛИ»

Ближайшее будущее, как объясняет Леонид Довладбегян, может ознаменоваться введением налога с продаж, который увеличит фискальное бремя ритейлеров на 50%, а может и на все 100%. Потребительский спрос за последние 3 года сильно упал и введение налога с продаж только усугубит ситуацию.

В ближайшем будущем планируются глобальные проверки всех интернет-магазинов под руководством Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ). Но, по словам Леонида Довладбегяна, это может привести к тому, что серых игроков станет больше, а демпинг и конкуренция по ценам станет еще жестче. Вследствие появления данного налога многие игроки могут уйти в тень, а некоторые и вовсе с рынка. 

Пути решения этих проблем состоят в развитии «мультиканальности», которая будет мотивировать розницу на интернет, автоматизировать бизнес процессы и активно развивать технологии.

Еще один привлекательный тренд на рынке – это Multi-Channel Retailing, то предоставление покупателю возможности сделать покупку любым способом в любом месте. И следующая идея ритейлеров состоит в том, чтобы объединить Omni Channel и Multi-Channel и связать это с Big Data для удобства потребителя и еще большего развития ритейл рынка. Задача ритейлера в маркетинге состоит в том, чтобы собрать всю информацию со всех источников при помощи «мультиканальности»: универсальная аналитика по приложениям, почте, по магазину, по поиску и т.д. Самая большая сложность – это объединить offline и online покупателя. 

В последнее время всё большую популярность приобретают новые форматы розницы.

Речь идет о том, что крупные игроки, такие как Эльдорадо и М-Видео, начинают входить в сегмент онлайн-ритейла. Но, в случае с гипермаркетами, существует одна серьезная проблема, которая не позволяет выходить таким крупным ритейлерам, как, например, Леруа Мерлен, на онлайн рынок. Проблема заключается в том, что гипермаркеты НЕ МОГУТ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЙ ТОВАР НА ПОЛКЕ и, в случае, если товар, который, например, заказали в интернете, будет продан с витрины, это не лучшим образом скажется на репутации магазина. И эта проблема, которую пока не могут решить гипермаркеты.

Еще одна инновация – это отслеживание перемещений покупателя, например, с помощью видеокамеры, в магазине в целях анализа потоков покупателей и составления «тепловых карт» магазина. Эта информация предназначена для мерчендайзеров в целях оптимизации размещения продукции.

5.png

МЫ ПЕРЕВЕЛИ НА СКЛАДЕ ТЕРМИНАЛЫ НА ВСЕ ЯЗЫКИ, В ЧАСТНОСТИ, НА ТАДЖИКСКИЙ ЯЗЫК.

Для того, чтобы сделать хороший Omni Channel нужна система систем, так называемое, единое корпоративное ядро, которое будет включать в себя мобильные приложения, терминалы, сайты, управление логистикой и т.д.

Очень важную роль в развитии Omni Channel играет Call-Center (контактный центр). Это связано с тем, что клиенты в России часто предпочитают звонить при заказе товара. Звонок – это не только подтверждение товара, но это и до-продажа товара и переориентация на другой товар, в частности, на СТМ.

В этой функции присутствуют такие элементы, как NPS – то есть индекс удовлетворенности клиента. Следующий элемент – это автоматизация работы с претензиями, когда собирается информация со многих интернет-источников и анализируется, ведется претензионная работа.

Еще одна особенность в развитии ритейла – это синхронизация с логистическими компаниями для доставки продукции в те точки и регионы, куда не имеет возможности добраться собственная служба логистики.

ЕЩЕ ОДНА ВАЖНАЯ ТЕМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РИТЕЙЛА – ЭТО ПРОИЗВОДСТВО СТМ.

Тот, кто придумает новые технологии, направленные не на ритейл в целом, а на то, как продавать собственную торговую марку и как делать на нее ставку, как делать эффективную выкладку, чтобы у потребителей она вызывала доверие – тот многого добьется, поскольку часть современного ритейла без собственных торговых марок была бы не рентабельна.

Отсюда следует вывод, что для развития ритейла в целом необходимы три кита – это полная автоматизация всех процессов, корпоративное информационное ядро и поиск новых форматов розницы.

«МЫ ВЕРИМ В КАПИТАЛИЗМ. У НАС НА СКЛАДЕ ЕСТЬ КНОПКА «ХОЧУ РАБОТАТЬ» - КАК В ТАКСИ. КТО БОЛЬШЕ РАЗ НАЖАЛ ЭТУ КНОПКУ - ТОТ БОЛЬШЕ И ЗАРАБАТЫВАЕТ.

Леонид в завершении призвал участников конкурса Retail New Wave 2014 глубже погружаться в бизнес-процессы ритейла, то есть решать проблемы розничных сетей не только со стороны покупателей, но и со стороны бизнеса.

Скачать презентацию Леонида Довладбегяна (220 Вольт)

Видео высылается по запросу.

Руководитель проекта Retail New Wave 

Елена Гришнева  
Elena717186@gmail.com, 8-906-785-33-41